Конкуренция в российском онлайн-бизнесе по вызову такси стала беспощадной, и ведущие компании ищут способы отличиться. В течение многих лет вождение такси в свободное время было для бедных россиян способом подзаработать немного на стороне, но с появлением онлайн-приложений для приема звонков это все больше становится профессией. Все просто - подключение и работа в Яндекс Такси
Вместо того, чтобы протянуть руку и остановить случайного водителя, как работала советская система, лидер рынка Яндекс.Такси прилагает большие усилия для повышения доверия водителей к своим автомобилям. Внедряемые сейчас инновации означают, что пассажиры теперь смогут видеть в приложении фотографии своих водителей в высоком разрешении перед посадкой в автомобиль. Помимо модели автомобиля, количества предоставленных поездок и их рейтинга, пассажиры теперь смогут видеть комплименты, полученные водителем от предыдущих клиентов.
Хотя это хорошая новость для клиентов, водители Яндекс.Такси могут почувствовать еще большее давление. Их рейтинг, определяемый отзывами клиентов, определяет оплату. В ходе опроса, проведенного мною среди водителей Яндекса, некоторые были обеспокоены давлением во время работы, когда поведение клиентов было одним из самых важных факторов. Недавно представленный раздел комплиментов усиливает существующее давление, поскольку водители чувствуют себя обязанными еще больше «общаться», чтобы и дальше получать рейтинги и, соответственно, заказы от Яндекс.Такси. Система использует систему баллов, которая отдает предпочтение водителям с более высокими баллами, которым направлено больше клиентов.
Инновации и дискриминация?
Другой вопрос - это этническая дискриминация. Многие из водителей - иммигранты из Средней Азии и Кавказа, для которых вождение такси - более прибыльная и легкая работа, чем работа на стройке и на рабочем месте, которую вынуждены выполнять многие их соотечественники. Один из конкурентов Яндекс.Такси установил функцию, позволяющую выбирать водителей только «славянской внешности», что приводит к вопросу о том , приведут ли фотографии в высоком разрешении к усилению расовой дискриминации при выборе водителей . Мое исследование, основанное на интервью с водителями Яндекс.Такси, предлагает подробное описание их повседневной жизни на улицах Москвы.
Как и в случае с Uber в Великобритании, где большинство водителей имеют мигрантское прошлое, половина водителей, опрошенных в моем исследовании, не имели славянского происхождения. Некоторые из этих водителей прожили в Москве много лет (некоторые со времен Советского Союза), а другие недавно приехали из одной из бывших советских республик.
Самая важная причина, по которой так много мигрантов являются драйверами, вероятно, объясняется низкими барьерами для доступа к работе в качестве водителя с приложениями Citimobile, Gett или Яндекс. Российское гражданство не требуется, и большинству водителей перед началом работы достаточно пройти двухчасовой инструктаж. Похоже, что, как и в других странах, платформа совместного использования пассажиров Яндекс - удобный инструмент для мигрантов, чтобы закрепиться на российском рынке труда.
Условия труда для «платформенного» труда
Водители Яндекса в Москве жалуются аналогично водителям из стран ОЭСР: низкие тарифы, плохое поведение клиентов, а также отсутствие поддержки водителей со стороны компаний-разработчиков платформы. Тем не менее, среди московских водителей очевидны совершенно разные представления об условиях труда, основанные на реалиях местного рынка труда, и среди водителей Uber в Соединенных Штатах.
Большинство водителей считают, что основным стрессовым фактором в их работе является оживленный транспорт на улицах Москвы и их ответственность за безопасность пассажиров. Не менее важный фактор касается поведения покупателей. Водители считают, что примерно 90% пассажиров ведут себя должным образом, а 10% - нет.
В то время как водители жалуются на пьяных, недовольных или не платящих пассажиров, и критика низких тарифов также является частой жалобой, интригующая категория жалоб касается самого Яндекс.Такси. Частично проблема связана с техническими проблемами, такими как плохая навигация и непонятные тарифы, которые в основном связаны с зарождающимися проблемами новых технологий. Однако другие проблемы, такие как плохое обращение с драйверами, отсутствие поддержки и невыплаченные бонусы, скорее всего, указывают на появляющуюся «платформенную бизнес-модель», ущемляющую права поставщиков услуг.
Большинство опрошенных водителей некоторое время работали водителями платформ. Многие заявляют, что не знают, как долго они будут работать с Яндексом, указывая на то, что у Яндекса высокая текучесть водителей. Этот феномен хорошо задокументирован в отношении Uber , где многие водители уезжают в течение первого года, а показатель удержания снизился до 4% . Высокая текучесть кадров может означать, что водители не видят в Яндексе долгосрочной возможности, что может поставить под сомнение устойчивость этой бизнес-модели.
Некоторые водители жалуются на высокую комиссию Яндекс. Поскольку Яндекс имеет гибкую систему комиссионных, комиссии меняются в течение дня в зависимости от ряда переменных. Водители заявили, что Яндекс взимает комиссию от 21% до 25% от стоимости проезда. Хотя Яндекс.Такси еще не приносит прибыли, комиссия высока по сравнению с небольшой структурой затрат технологической компании.
По свидетельству других компаний, занимающихся каршерингом, некоторые водители жаловались на непонятные бонусы, стоимость проезда и т. Д. Схемы не только непонятны, но временами водители чувствовали себя обманутыми Яндекс.Такси. Еще одна жалоба касается техподдержки. Хотя некоторые водители заявили, что им помогла техническая поддержка на стоянке такси или в Яндексе, другие выразили разочарование по поводу того, что им не помогают в сложных ситуациях с пассажирами.
Концертная экономика и ее недовольство
В этом отношении удивительно, что одно из первых обещаний однорангового обмена - исключить посредников - не было выполнено. Мало того, что компания-платформа Яндекс.Такси берет высокую плату за свои услуги, другие посредники также получают долю доходов водителей. Хотя несколько водителей отметили преимущества поддержки диспетчером стоянки такси, технология Яндекса не нуждается в посредниках.
Это похоже на другие части «гиг-экономики». В Amazon Mechanical Turk работа полностью автоматизирована с помощью методов управления на основе искусственного интеллекта, а расходы на персонал низкие. Более того, посредники - работники с высокими рейтингами - могут получить наиболее высокооплачиваемые контракты и распределить работу между крауд-работниками с более низким рейтингом, съедая доходы.
Однако жалобы водителей отличаются от жалоб западных современников тем, что в них не упоминаются преимущества дружественной к сотрудникам системы, такой как отпуск по болезни, повышение квалификации, постоянная работа или отпуск по уходу за ребенком. Учитывая реалии российского рынка труда, водители даже не думали об этих льготах как о возможности.
В странах, которые не очень дружелюбны к работникам или в которых отсутствует полноценная социальная система, кажется, что крауд-работа является жизнеспособной альтернативой для многих людей, особенно в качестве первого шага на рынок труда для мигрантов.
Этот анализ показывает, что нарратив об уничтожении хорошей, застрахованной занятости неприменим в российском контексте, потому что количество хорошо оплачиваемых, стабильных рабочих мест, которые соответствуют нормам трудового законодательства, просто слишком мало, чтобы быть значимой точкой отсчета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий